Чем отличается моторное масло 5W-40 от 5W-30

Моторные
масла
5W-40
и
5W-30

Современные производители смазочных материалов предлагают широкий ассортимент моторных масел для автомобилей различных марок и моделей. Но, несмотря на такое многообразие, автовладельцы не всегда могут быстро определиться с выбором. В случае с моторными маслами имеет значение не только уровень эксплуатационных свойств (API, ACEA, ILSAC), но и вязкостно-температурные характеристики (SAE) Если верить статистическим данным, «в ходу» сейчас жидкости, имеющие классы 5W-30 и 5W-40 и наблюдается тенденция к снижению вязкости и увеличению топливной экономичности.

При этом, далеко не каждый водитель знает о ключевых отличиях самых популярных классов вязкости.

Почему вязкость моторного масла – один из ключевых параметров?

Существует общая классификация моторных масел SAE J300, в соответствии с ней моторные масла разделяется по вязкостно-температурным свойствам.

На данную характеристику стоит обращать внимание потому, что:

  • при выборе моторного масла с более высоким классом вязкости, чем устанавливает автопроизводитель, то масло будет слишком густым и не сможет должным образом прокачиваться по системе смазки, поэтому некоторые узлы могут остаться без необходимого смазывания;

  • при выборе более низкого класса вязкости, чем устанавливает автопроизводитель, масло будет образовывать слишком тонкую защитную пленку, которой будет недостаточно для разделения пар трения в двигателе.

Стоит отметить, что вязкость масла зависит от температуры окружающей среды или условий работы. Чем выше температура, тем меньше вязкость смазочного материала.

Существует ли масло, которое может сохранять показатели на оптимальном уровне при любой температуре? Ответ – да. Есть как узкоспециализированные продукты, которые работают в небольшом диапазоне, так и универсальные смазочные материалы, функционирующие в широком температурном диапазоне в зависимости от региона и условий эксплуатации.

СЕЗОННОСТЬ МОТОРНЫХ МАСЕЛ

Любому автовладельцу известно, что в зависимости от класса вязкости по SAE J300, моторные масла делятся на три категории:

  • летние;

  • зимние;

  • всесезонные;

Их отличия заключаются в следующем:

  1. Летние масла имеют высокую кинематическую вязкость. Они могут работать при средних и высоких температурах. Такая продукция подходит для регионов, где практически не бывает морозов. Либо ее приобретают на один сезон. В современном мире сезонные масла уже почти не применяются, они используются либо в сельскохозяйственной отрасли, либо в малоразмерных двигателях;

  2. У зимних масел, наоборот, низкая вязкость. Даже в холодный сезон они сохраняют текучесть. Однако сейчас зимние масла ушли в прошлое и почти не используются;

  3. Всесезонные. К этой категории относится большинство моторных масел, выпускаемых сегодня. Такие масла защищают двигатель как в летний, так и в зимний периоды. И самое главное – обеспечивают прокачиваемость масла по системе смазки при низких температурах запуска двигателя и одновременно с этим образуют достаточно толстый слой смазки между парами трения в условиях высоких температур и нагрузок.

Как было упомянуто ранее, вязкость масла является ключевым параметром, позволяющим отличить один продукт от другого, на основании соответствия классу по SAE J300. В соответствии с классификацией SAE J300, первая цифра маркировки (0W-, 5W-) является показателем вязкости масла при низких температурах, вторая (-30, -40) – совокупный показатель кинематической вязкости при 100 градусах и динамической вязкости при высокой температуре и нагрузке. Буква «W» в маркировке – сокращение от английского слова winter (зима).

МОТОРНЫЕ МАСЛА 5W-30 И 5W-40

Итак, чем отличается моторное масло 5W-30 от 5W-40? Оба вида масел обладают идентичными показателями при пониженных температурах. И 5W-40, и 5W-30 позволят легко запустить двигатель при температуре до -30°С.

А вот классы, характеризующий вязкость при рабочих условиях двигателя, имеют отличия – масло вязкости 5W-30 сможет обеспечить более высокую экономию топлива по сравнению с сравнению с 5W-40 за счет более низкой вязкости и более тонкой (но достаточной для смазывания) толщиной масляной пленки между деталями.


СОВМЕСТИМЫ ЛИ МОТОРНЫЕ МАСЛА 5W-30 И 5W-40?

Немалое количество автовладельцев задаются вопросом, допустимо ли смешивать 5W-30 и 5W-40, или лучше воздержаться от этого? Смешивать моторные масла крайне не рекомендуется. В исключительных случаях, когда рядом нет продукта, который нужен на основании руководства по эксплуатации, смешать масла можно, если они соответствуют одному классу по основным отраслевым спецификациям (API, ACEA, ILSAC). Таким образом, вы минимизируете риск повышения рабочей температуры двигателя внутреннего сгорания и избежите преждевременного износа деталей механизма. 

Тем не менее, предпочтительнее не совмещать две жидкости, имеющие различную вязкость. Есть тому несколько серьезных причин.

Смешение моторных масел различных классов вязкости производится при условии полной замены масла в ближайшее время.

КАКОЕ МОТОРНОЕ МАСЛО ЛУЧШЕ: 5W-30 И 5W-40?

Большинство производителей рекомендуют использовать моторное масло с классом SAE 40 для высокофорсированных двигателей, а также, при более жестких условиях эксплуатации автомобилей, например, при агрессивном вождении, так как несмотря на усредненные параметры — это масло позволяет обеспечить достаточную толщину защитной пленки на деталях двигателя. Масла SAE 5W-30 по сравнению с SAE 5W-40 менее вязкие, и, как правило, соответствуют последним экологическим стандартам и обеспечивают повышенную экономию топлива.

В заключение можно сказать, что основным предназначением моторного масла является формирование пленки, которая изолирует и защищает трущиеся детали двигателя. Между SAE 5W-30 и 5W-40 разница есть, но оба масла отлично справляются с поставленными перед ними задачами. А выбирать, какое из них лучше, следует в соответствии с характеристиками двигателя каждого конкретного транспортного средства и рекомендацией автопроизводителя.

Именно автопроизводители предписывают определенный класс вязкости моторного масла с учетом конструктивных особенностей силового агрегата автомобиля.