Классификация моторных масел по ACEA

Автопроизводители при выборе моторного масла для автомобилей указывают не только его вязкость по стандарту SAE, но и соответствие определенным стандартам качества, среди которых важное место занимает европейская классификация масел ACEA. Этот стандарт, разработанный Ассоциацией европейских производителей автомобилей, помогает определить, подходит ли масло для конкретного двигателя, учитывая его тип, условия эксплуатации и экологические требования.

ЧТО ТАКОЕ КЛАССИФИКАЦИЯ МОТОРНЫХ МАСЕЛ ACEA

Классификация моторных масел ACEA была введена в 1996 году для стандартизации требований к смазочным материалам, используемым в двигателях европейских автомобилей. Этот стандарт заменил более раннюю классификацию CCMC и стал основным ориентиром для автопроизводителей и владельцев автомобилей в Европе. Основная цель классификации – обеспечить совместимость масла с конструкцией двигателя, условиями эксплуатации и экологическими нормами Euro-4 и выше.

Классификация ACEA отличается от стандартов API (Американский институт нефти) и ILSAC (Международных комитет по стандартизации и апробации моторных масел). Если API и ILSAC больше ориентированы на рынок США и Азии, то ACEA учитывает специфику европейских двигателей – их высокую производительность, экологические требования и сложные системы очистки выхлопных газов.

Стандарт ACEA регулярно обновляется, чтобы соответствовать новым технологиям двигателей и ужесточению экологических норм. Например, в 2008 году были введены классы C4 и E9, которые учитывали требования к снижению содержания SAPS (сульфатной золы, фосфора и серы) и совместимости с сажевыми фильтрами (DPF, GPF) и катализаторами. Эти обновления стали ответом на введение экологических стандартов Euro-4, направленных на снижение токсичности выхлопных газов и энергосбережение.

Классификация ACEA делит масла на три основные категории в зависимости от типа двигателя:

  • A/B – для бензиновых и легковых дизельных двигателей без систем доочистки отходящих газов;

  • C – для двигателей с системами очистки выхлопных газов (сажевые фильтры, катализаторы);

  • E – для тяжелых дизельных двигателей (грузовики, автобусы, спецтехника).

Каждая категория включает несколько классов, обозначаемых цифрами, которые указывают на уровень производительности и специфику применения. Чем выше цифра, тем более современные требования предъявляются к маслу. Однако отметим, что классы по АСЕА не обладают обратной совместимостью, то есть более новые классы нельзя использовать взамен старых, если этого не требует производитель техники.

ACEA A/B – МАСЛА ДЛЯ БЕНЗИНОВЫХ И ЛЕГКОВЫХ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Категория A/B в классификации ACEA предназначена для бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей, а также легких коммерческих транспортных средств. Эти масла разработаны с учетом разнообразных условий эксплуатации и подходят для большинства современных легковых автомобилей.

Далее представлена классификация ACEA моторных масел по возрастанию уровня свойств. Буквами A обозначаются требования для бензиновых двигателей, а B – для дизельных. Цифры указывают на уровень производительности:

  • A1/B1 – маловязкие масла с энергосберегающими свойствами. Обеспечивают экономию топлива и устойчивы к высоким температурам. Подходят для двигателей, где автопроизводитель рекомендует низкую вязкость. Данный класс считается устаревшим.

  • A3/B3 – всесезонные масла с устойчивыми характеристиками. Используются в стандартных условиях эксплуатации, подходят для большинства легковых автомобилей. Класс устарел, вместо него используется A3/B4.

  • A3/B4 – разработаны для высокопроизводительных двигателей, включая дизели с непосредственным впрыском. Обеспечивают надежную защиту при интенсивной эксплуатации.

  • A5/B5 – маловязкие масла для двигателей с удлиненными интервалами замены. Подходят для форсированных двигателей, где требуется высокая термическая стабильность.

  • А7/В7 – базовые требования схожи с A5/B5, однако появились дополнительные требования для защиты двигателя от эффекта LSPI (Преждевременное воспламенение на малых оборотах) и препятствия образованию отложений в турбокомпрессоре дизельного ДВС.

Эти классы позволяют подобрать масло, соответствующее требованиям автопроизводителя, типу двигателя и условиям эксплуатации.


ACEA C – МАСЛА ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ С САЖЕВЫМИ ФИЛЬТРАМИ И КАТАЛИЗАТОРАМИ

Категория ACEA C включает масла, разработанные для двигателей с такими системами очистки выхлопных газов, как фильтры сажевых частиц (DPF, GPF) и катализаторы. Эти масла имеют пониженное содержание SAPS, благодаря чему продлевается срок службы систем очистки и снижается токсичность.

Классификация моторных масел для двигателей с системами доочистки выхлопных газов по ACEA предусматривает такие классы:

  • C1 – масла с минимальным содержанием SAPS. Обеспечивают максимальную защиту катализаторов и фильтров, а также экономию топлива. Подходят для автомобилей с жесткими экологическими требованиями. Данный класс устарел.

  • C2 – низкозольные масла с акцентом на энергосбережение. Используются в двигателях с DPF и GPF, продлевая их срок службы. Данный класс на данный момент наиболее широко распространен.

  • C3 – баланс между защитой двигателя и долговечностью систем очистки. Подходят для большинства современных автомобилей с сажевыми фильтрами.

  • C4 – разработаны для двигателей, соответствующих строгим нормам Euro-4. Имеют наименьшее содержание серы и фосфора, обеспечивая защиту систем очистки. 

  • С5 – масла, обеспечивающие повышенную топливную экономичность, а также имеющие среднюю сульфатную зольность для защиты катализаторных систем и сажевых фильтров.

  • С6 – современные масла повышенной стойкости к механическому разрушению, которые защищают от эффекта LSPI, износа цепи ГРМ и отложений в турбокомпрессоре, подходят для высокофорсированных бензиновых и дизельных двигателей с системами доочистки отходящих газов.

Масла категории C необходимы для автомобилей, эксплуатируемых в условиях строгих экологических норм.


ACEA E – МАСЛА ДЛЯ ТЯЖЕЛЫХ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Категория ACEA E предназначена для тяжелонагруженных дизельных двигателей, используемых в грузовиках, автобусах и спецтехнике. Эти масла разработаны для экстремальных условий эксплуатации, обеспечивая надежную защиту двигателя и совместимость с современными системами очистки отходящих газов.

Далее представлена расшифровка классификации масел ACEA для этой категории:

  • E4 – масла для тяжелых условий эксплуатации без сажевых фильтров. Обеспечивают максимальную защиту двигателя при высоких нагрузках.

  • E6 – совместимы с сажевыми фильтрами и подходят для топлива с низким содержанием серы. Обеспечивают высокую защиту двигателя и систем очистки отходящих газов. Класс устарел и был заменен на Е8.

  • E7 – универсальные масла для большинства тяжелых дизелей без DPF. Подходят для стандартных условий эксплуатации.

  • E8 – масло, предназначенное для применения в высокооборотных дизельных двигателях, удовлетворяющих требованиям до Евро 6. Данный класс заменил класс Е6, поскольку отвечает более жёстким требованиям к антиокислительным и моюще-диспергирующим характеристикам в сравнении с E6.

  • E9 – разработаны для дизелей с DPF, соответствуют современным экологическим нормам, обеспечивая стабильность и защиту. Класс устарел и был заменен на Е11.

  • Е11 – в настоящее время используется вместо класса Е9. Масла Е11 отвечают более жёстким требованиям к антиокислительным и моюще-диспергирующим характеристикам в сравнении с E9. Более того, ACEA Е11 предназначено для двигателей с DPF в сочетании с малосернистым дизельным топливом. По сравнению с ACEA E8 отвечает более строгим требованиям по антикоррозионным свойствам.

Эти классы помогают выбрать масло, соответствующее требованиям автопроизводителя и условиям эксплуатации тяжелой техники.


ТАБЛИЦА КЛАССИФИКАЦИИ ACEA МОТОРНЫХ МАСЕЛ

Для удобства выбора ниже представлена сводная таблица актуальных классификации моторных масел по ACEA:

КатегорияКлассТип двигателяХарактеристики
A/B A3/B4Бензиновый/Дизельный (легковой)Для высокопроизводительных двигателей, включая дизели с прямым впрыском
A5/B5Бензиновый/Дизельный (легковой)Маловязкие, для удлиненных интервалов замены
А7/В7Бензиновый/Дизельный (легковой)Маловязкие с повышенной экономией топлива и дополнительными требованиями по защите от LSPI, цепи ГРМ и отложений на турбонагнетателе
CC2Бензиновый/Дизельный с DPF/GPFНизкая зольность, энергосбережение
C3Бензиновый/Дизельный с DPF/GPFБаланс защиты двигателя и систем очистки
C4Бензиновый/Дизельный с DPF/GPFДля норм Euro-4, самое низкое содержание серы и фосфора
С5Бензиновый/Дизельный с DPF/GPFСредняя зольность, повышенная топливная экономичность за счет снижения вязкости
С6Бензиновый/Дизельный с DPF/GPFМаловязкие с повышенной экономией топлива, средней зольностью и дополнительными требованиями по защите от LSPI, цепи ГРМ и отложений на турбонагнетателе
EE4Тяжелый дизельный
Для тяжелых условий, без DPF
E7Тяжелый дизельныйУниверсальные, для большинства двигателей без DPF, работающих в тяжелых условиях
Е8Тяжелый дизельныйМалозольное масло для двигателей с системами доочистки отходящих газов, стандарта Евро 6 для удлиненных интервалов замены. Заменила АСЕА Е6
E11Тяжелый дизельныйДля двигателей с системами доочистки отходящих газов, экологические нормы до Евро 6, высокие требования к чистоте поршней. Заменила АСЕА Е9

КАК ПРАВИЛЬНО ВЫБРАТЬ МОТОРНОЕ МАСЛО ПО КЛАССИФИКАЦИИ ACEA

Разобравшись, что означает классификация ACEA, стоит рассказать об алгоритме, который поможет сделать правильный выбор:

  1. Определите вязкость масла по стандарту SAE. Вязкость указывается в руководстве по эксплуатации автомобиля и зависит от климатических условий и типа двигателя.

  2. Найдите требуемый класс ACEA чаще всего в разделе «Смазочные материалы и технические жидкости». Проверьте рекомендации автопроизводителя в инструкции или сервисной книжке. Например, для автомобиля с сажевым фильтром потребуется масло категории C.

  3. Подберите продукт с соответствующим классом. Убедитесь, что масло имеет необходимую маркировку ACEA (например, A3/B4 или C3) и соответствует другим требованиям (например, стандартам Euro-4).

  4. Для бензиновых двигателей выбирайте масла категории A/B, если в инструкции не указаны дополнительные требования к системам очистки выхлопов. Для дизельных двигателей с DPF обратите внимание на категорию C. Для тяжелой техники используйте масла категории E, учитывая наличие или отсутствие сажевых фильтров и условия эксплуатации.

Классификация ACEA моторных масел помогает автовладельцам и профессионалам подобрать смазочный материал, который обеспечит надежную работу двигателя, продлит срок службы систем очистки и будет соответствовать экологическим стандартам. Используя предложенный алгоритм и учитывая рекомендации автопроизводителя, вы сможете выбрать оптимальное масло для вашего автомобиля.