Моторные масла играют ключевую роль в обеспечении надежной работы двигателя. В связи с развитием автомобильной промышленности в Азии была создана классификация ILSAC для нормирования качества смазочных материалов, разработанная международным комитетом по стандартизации и апробации моторных масел (International Lubricant Standardization and Approval Committee). Эта организация была создана по инициативе американской ассоциации производителей автомобилей (AAMA) и японской ассоциации автомобилестроителей (JAMA) для создания единых стандартов моторных масел для бензиновых двигателей легковых автомобилей.
Классификация моторных масел ILSAC помогает автопроизводителям и потребителям выбирать смазочные материалы, соответствующие строгим требованиям современных двигателей.
Основное отличие классификации масел ILSAC – ориентир на оптимальную работу двигателя, минимизацию износа, повышение топливной экономичности и снижение токсичных выбросов.

ЧТО ТАКОЕ ILSAC
Международный комитет по стандартизации и апробации моторных масел был создан в 1992 году. Основная задача ILSAC – разработка стандартов для моторных масел, используемых в бензиновых двигателях легковых автомобилей, выпущенных для азиатского или американского рынка. Классификация ILSAC для моторных масел ориентирована на японские и американские автомобили, но ее стандарты применимы и к автомобилям для других стран. ILSAC тесно сотрудничает с Американским институтом нефти (API), поэтому многие масла, сертифицированные по ILSAC, также соответствуют стандартам API. Знаки сертификации подтверждают, что масло прошло строгие стендовые испытания в двигателях и соответствуют всем нормам по физико-химическим показателям.
ILSAC фокусируется на создании стандартов, которые обеспечивают:
энергоэффективность и повышенную экономию топлива;
улучшенные низкотемпературные свойства;
защиту двигателя, катализаторов и других систем доочистки отходящих газов;
совместимость с современными материалами уплотнений и биотопливом.
ТРЕБОВАНИЯ ILSAC
Классификация по ILSAC устанавливает строгие требования к смазочным материалам. Эти требования охватывают ключевые эксплуатационные характеристики:
Вязкость и фильтрационные свойства при низких температурах. Согласно классификации SAE (например, 0W-20, 5W-30), масла должны сохранять текучесть и прокачиваться при низких температурах, обеспечивая легкий запуск двигателя и эффективное смазывание пар трения.
Снижение пенообразования и степени угара масла. Масла минимизируют образование пены и испарение при повышении рабочей температуры, следовательно, продлевается их срок эксплуатации.
Защита двигателя и катализатора. Низкое содержание фосфора предотвращает преждевременные выход из строя каталитических систем, которые устанавливаются на автомобили для соблюдения экологических стандартов.
Энергоэффективность. Масла должны способствовать экономии топлива за счет снижения вязкости и, следовательно, толщины масляной плёнки и силы трения между деталями.
Совместимость с уплотнительными материалами Масла не реагируют и не разрушают уплотнения, предотвращая утечки.
Устойчивость к высоким температурам и давлению. Обеспечивают надежную защиту двигателя при экстремальных нагрузках.
КАТЕГОРИИ И ПОДКАТЕГОРИИ ILSAC
Классификация по ILSAC включает несколько категорий, обозначаемых как GF (Gasoline Fueled). Эти категории обновляются с учетом новых технологий и требований автопроизводителей.
Исторические категории GF-1 – GF-5
GF-1 (1994). Первая категория, эквивалентная API SH. Устанавливала базовые требования для японских и американских автомобилей, но сегодня она устарела.
GF-2 (1997). Соответствует API SJ. Улучшены моющие свойства и защита от износа, но также считается устаревшей.
GF-3 (2001). Эквивалент API SL. Улучшена топливная экономичность и экологичность, повышенная защита от высокотемпературных отложений.
GF-4 (2004). Соответствует API SM. Введены требования к пониженному содержанию фосфора для защиты катализаторов и улучшены моющие свойства.
GF-5 (2010). Улучшена защита поршней и турбокомпрессоров, повышена совместимость с биотопливом (например, E85). Масла этой категории обеспечивают лучшую топливную экономичность и долговечность двигателя. Однако, с 31 марта 2025 года спецификация считается устаревшей.
Современные категории GF-6 и GF-7
GF-6 (2020). Разделена на подкатегории GF-6A и GF-6B. GF-6A совместима с предыдущими категориями и подходит для большинства современных двигателей. GF-6B ориентирована на масла с пониженной вязкостью (только SAE 0W-16).
GF-7 (2025). Категория вступила в силу 31 марта 2025 года. Также разделена на подкатегории GF-7A и GF-7B (только SAE 0W-16). Введены дополнительные требования для соответствия последним экологическим стандартам и дополнительной защиты двигателя.
ОТЛИЧИЕ ILSAC ОТ API
Если внимательно изучать таблицу классификации моторных масел ILSAC, можно заметить, что она очень похожа на требования спецификации API, хотя они все-таки отличаются. API охватывает более широкий спектр двигателей. А вот ILSAC фокусируется исключительно на бензиновых двигателях легковых автомобилей. Основные их отличия заключаются в следующем:
ILSAC предъявляет более строгие требования к защите двигателя от эффекта LSPI и экономии топлива.
ILSAC ограничивает содержание фосфора и сульфатной золы для защиты катализаторов.
ILSAC поддерживает использование масел с пониженной вязкостью (например, 0W-16). Это характерно не для всех категорий API.
Масла ILSAC проходят дополнительные тесты на соответствие требованиям энергоэффективности и фильтрации.
КАК ВЫБРАТЬ МОТОРНОЕ МАСЛО ПО ILSAC
Выбор моторного масла по ILSAC требует учета нескольких факторов:
Рекомендации производителя. Всегда проверяйте руководство по эксплуатации, где указаны требуемые категории (например, GF-5 или GF-6) и вязкость по SAE. Обратите внимание, что самые современные классы превосходят по уровню свойств предшествующие, то есть ILSAC GF-7 можно использовать взамен, например, GF-5.
Соответствие категории GF. Для современных автомобилей предпочтительны масла GF-5, GF-6 или GF-7, так как они обеспечивают лучшую защиту и совместимость с биотопливом.
Вязкость и энергоэффективность. Выбирайте масла с вязкостью, соответствующей климатическим условиям и типу двигателя (например, 0W-20 для холодного климата).
Экологические требования. Если ваш автомобиль работает на биотопливе, выбирайте масла, соответствующие GF-5 или GF-6, для защиты двигателя и катализатора.
Использование сертифицированных масел, соответствующих классификации ILSAC, гарантирует надежную защиту двигателя, снижение износа и соблюдение экологических стандартов.
